rolleyes.gif

«ЭФИРНЫЕ ШТУЧКИ» от 8 августа

«О ВЫСОКОМ»

8 августа 1929 года начался первый полет дирижабля вокруг земного шара. Немецкое воздушное судно "Граф Цеппелин" вылетело из штата Нью-Джерси и вернулось туда через 21 день, пролетев более 35 тысяч километров. Вообще, «Граф Цеппелин» был самым удачным из всех пассажирских дирижаблей, он пролетел в общей сложности более миллиона миль и перевез более 13 тысяч пассажиров. Но накануне второй мировой войны его, как и все остальные дирижабли, списали на лом.

Само название "дирижабль" происходит от французского «дирижаб», что буквально означает "управляемый". В ноябре 1899 года француз Сантос-Дюмон впервые облетел на дирижабле Эйфелеву башню и вернулся на то место, откуда совершил взлет. До сих пор в мире есть сотни фанатиков дирижаблестроения. Они утверждают, что эти аппараты могут пригодиться и сейчас. Во-первых, дирижабли нового поколения заполняются не водородом, как раньше, а гелием. Этот газ не горит.

Дальность полета вертолета - не более тысячи километров, а дирижабль может пролететь без дозаправок больше четырех тысяч километров. Вертолет может находиться в воздухе максимум шесть часов, а дирижабль - трое суток. Топлива дирижаблю требуется в 12-15 раз меньше, чем "вертушке". Разработчики считают, что производство серийного дирижабля будет стоить 1,5 миллиона долларов, а Ми-8 сейчас можно купить на заводе за 2-3 млн. Наконец, еще один важный момент - безопасность полета. Сбои в работе двигателя вертолета в большинстве случаев приводят к падению машины; а вот дирижабль, даже перегруженный и с двумя отказавшими двигателями, гарантированно совершит мягкую посадку, при которой люди не погибнут, а груз не пострадает.

Еще один плюс дирижабля в том, что им может управлять пилот с минимальными летными навыками, а для вертолета нужны очень опытные летчики. Грузовые дирижабли могут поднимать в воздух до двухсот тонн груза – на сорок тонн больше, чем самые большие современные транспортные самолеты. К тому же дирижабль может доставлять крупногабаритные грузы прямо от ворот заводского цеха до пункта назначения, потому что дирижаблю для взлета и посадки нужно только небольшое поле, причальная мачта и диспетчер с минимальным набором навигационных приборов.

Если процесс сдвинется с мертвой точки и производство дирижаблей станет серийным, то их можно будет использовать в турбизнесе, для нужд нефтяников и газовиков. Их можно задействовать при тушении лесных пожаров, для патрулирования обширных районов, радиоразведки и разминирования, для картографии и аэрофотосъемки, разведки ледовой обстановки и косяков рыб, забора проб воздуха над крупными промышленными объектами, ретрансляции различных видов связи, оказания экстренной помощи в открытом море, а также во многих других областях.

Некоторые специалисты считают, что дирижабли могут решить проблему доставки грузов в отдаленные северные территории, а на обратном пути вывозить попутные грузы и металлолом, которого на Севере скопились многие миллионы тонн. Ну и уж совсем из области фантастики мысль о применении дирижабля во время освоения других планет солнечной системы. Марс с его разреженной атмосферой не очень хорош для авиации, крылья там должны быть просто огромного размаха. На Венере с ее буйной атмосферой самолету тоже грозит верная гибель. А вот дирижабль там вполне может справиться со всеми трудностями.