- - -
Контркультура: за и против
forum.chuguev.net > Общие > Искусство
powerslave
Решил не разоводить оффтоп.

(Heropsychodreamer @ 28.11.2006, 00:21)
Но, думаю, сравнивать с ней Берроуза - как минимум, смешно. Это не литература-однодневка. В каком году Берроуз написал, скажем, "Голый завтрак"? И опять мимо. Эти книги не про опустившихся людей.

Второй абзац первое предложение -
Болезнь  - это наркомания, и я  был наркоманом пятнадцать  лет.

Да, возможно это поможет понять лучше среду. Может это не однодневка, но человек опустился. Но он мог бы обойтись и без мата.

Эти книги - о жизни, которая вовсе не детская песочница. И главные герои в этой литературе (примем термин "контркультурная") нужны вовсе не для того, чтобы развлечь читателя. С помощью своих героев писатель (хороший писатель) в любом жанре доносит до читателя идею, мысль. Если рассуждать по-Вашему, то, например, Достоевский или Гюго написали кучу романов-однодневок про опустившихся людей, про дураков, одним словом. А то, что там нет мата - так его и не должно было там быть. Всему свое время и место. Одно дело описывать трущобы Парижа 19 века, и совсем другое, скажем, трущобы Эдинбурга 20 века. Мат в таких произведениях - это просто иллюстрация из реальной жизни, в конкретном месте и в конкретное время. Если бы, например, Достоевский писал в 21 веке, думаю, без мата бы он не обошелся, так как в его произведениях многие герои - все те же опустившиеся люди. Было бы по меньшей мере глупо заставлять героев вести себя неестественно, не правда ли?

Если послушать Вас, то раньше мата не было совсем, а теперь это нормально. Так вот, раньше мат тоже был, но зачем его афишировать так сильно?
Достоевский, Гюго и прочие писали хорошие романы, да и про опустившихся людей. Они сильно били в сердца людей. Может конечно это проблема нашего времени, но действуют со всех сторон.

(powerslave @ 27.11.2006, 08:58)

Посмотрите фильм про умных людей: "Игры разума" или "Энигма" - там разве есть мат?

Не знаю, не смотрел. Отсутствие мата - вовсе не показатель таланта писателя или режиссера. В "Не родись красивой" вроде как тоже матом не ругаются laugh.gif

Как и присувствие мата не показатель. Просто без мата можно обойтись. Иногда мне кажется, что мат - это только способ обратить на себя внимание.
Heropsychodreamer
Возможно, у Вас сложилось впечатление, что я сторонник ненормативной лексики. Спешу развеять это заблуждение. Скорее, я - сторонник свободного выражения мыслей. Против мата, как средства выражения мыслей и передачи образов, которые, конечно, можно передать и без него, но не столь ярко, я ничего не имею. Категорически против ненорматива в качестве связующих слов, на уровне рефлекса, бездумного использования. Ругаться тоже нужно уметь! Именно это я и имел в виду, говоря о таких мастерах литературы, как У. Берроуз и И. Уэлш. Как это не назвать - "контркультура", "техно-панк", но это не однодневки, а сильно бьющие в человека произведения - пожалуй, не слабее того же Достоевского. Допустим, новый роман Уэлша - "Клей" - я не читал, но, насыщенный нецензурщиной роман "Дерьмо" был настолько жутко тяжелым психически, что я, признаться, с огромным трудом заставил себя его дочитать. Причем, несмотря на вульгарный, на первый взгляд, откровенно отталкивающий и простой, плоский (это всего лишь первое впечатление) образ главного героя, это роман о любви, как ни странно... Более того, без ненормативной лексики роман не был бы столь силен, а герой был бы фальшивым. Я бы скорее назвал подобную литературу не "контркультурой", а "альтернативной культурой". Это просто пример. Могу привести и другие примеры. В общем, как я уже упоминал, хороший писатель умеет заставить читателя задуматься. Это я ценю в литературе. А какими приемами писатель воздействует на читателя - это, имхо, второй вопрос smile.gif.
Короче говоря, я имею в виду, что мат, его использование или неиспользование не может быть главным критерием оценки человека или культурного (или контркультурного smile.gif) явления. Есть критерии важнее. Гораздо.
Heropsychodreamer
Что же касается типажей главных героев контркультурной прозы - то, да, действительно, достаточно характерно использовать "падших". Грешат этим не только современные писатели, но и многие классики тоже вкладывают свои мысли в наркоманов, алкоголиков, проституток, преступников и т.п. Мне кажется, что в серьезной книге, заставляющей читателя переживать, сочувствовать, думать - это далеко не самый худший ход. В любом случае, результат зависит не от использования мата, не от кривого, странного сюжета, не от натурализма или гротескности произведения, а, в первую очередь, от таланта писателя.
.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.