Выбор ВУЗа вопрос не из простых. Во-первых, не хочется прогадать и потратить 5 лет жизни на то, что не интересно. Во-вторых, образование должно быть качественным и гарантирующим трудоустройство.
Для решения первого вопроса, все университеты и институты проводят “Дни открытых дверей” и имею Web-сайты (на официальных сайтах можно кое-какую информацию почерпнуть, да и на студенческих форумах много интересного пишут – так сказать, из первых уст). Ну конечно же, на сайте Министерства образования есть перечень ВУЗов, которые, по крайней мере, имеют лицензию и не закроются через годик после Вашего поступления.
http://www.mon.gov.ua/main.php?query=nz
Вообще на сайте МОН информации очень много. Перечни специальностей и направлений подготовки (http://www.mon.gov.ua/laws/KMU_1719.doc) тоже вопрос не простой. Скажем, по тем же информационным технологиям (Інформатика та обчислювальна техніка), реально есть три направления:
– компьютерные науки (комп'ютерні науки),
– компьютерная инженерия (комп'ютерна інженерія),
– программная инженерия (програмна інженерія).
а на каждом направлении может быть еще и по нескольку специальностей. Поэтому просто смотреть на перечни не достаточно, поскольку существенное влияние на учебные курсы оказывает и специфика ВУЗа, и научные направления выпускающей кафедры, и проекты в которых участвуют студенты (олимпиады, места прохождения практик, сотрудничество с предприятиями и т.д.).
Что касается вопроса номер два. Качество образования всех ВУЗов Украины оценить самостоятельно всей жизни не хватит, поэтому придется руководствоваться советами людей, которым доверяете, и средствам массовой информации. Второй источник информации, к сожалению, почти всегда носит характер рекламы, а ей если верить – все ВУЗы хороши. Поэтому нужно ориентироваться на более-менее непредвзятые оценки, проводимые независимыми организациями, такие, слава Богу, есть. Лично мне понравилась методика оценки проекта “Компас”, результаты которого можно скачать здесь
www.yourcompass.org/upload/COMPAS.pdf
Особенно интересен не общий рейтинг, а рейтинги по направлениям и регионам. Тяжело по названию ВУЗа понять каких специалистов там готовят, тем более, что сейчас почти все институты уже Университеты, да еще и национальные. К примеру, кто бы мог подумать, что Национальный авиационный университет (Киев) и Национальный аэрокосмический университет (Харьков) готовят специалистов по информационным технологиям лучше чем, скажем, Львовская политехника или Днепропетровский национальный университет – очевидно, авиаторы не только самолеты конструировать умеют.
Общий подход по выбору ВУЗа приблизительно такой:
1) определяемся с направлением подготовки;
2) рассматриваем свои возможности относительно платного обучения и обучения в отдаленных городах;
3) отбираем несколько ВУЗов с учетом рейтинга и перечня направлений (специальностей), тут желательно собрать и проработать как можно больше информации;
4) подаем документы (копии документов) в эти несколько ВУЗов на выбранные направления подготовки, да еще можно и на несколько факультетов в каждом ВУЗе;
5) отслеживаем процесс отбора поступающих, напрягая по телефону отборочную комиссию и принимаем окончательное решение с учетом шансов попасть на бюджет, личных предпочтений и впечатлений о месте будущего места учебы.